Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Подростковая психология

 

Когда ребенку исполняется 12–13 лет, впервые приходит осознание того, кого вырастили и что наделали. Большинство детей до этого возраста склонны многое прощать своим родителям и скрывать (подавлять) все, что их раздражает. В подростковом периоде все ошибки воспитания взрослый ощущает на себе, причем оптом и сразу. Психология подросткового возраста четко даст знать где проблема.

 

  • Не привили интерес и любовь к чтению? — Все, оценка уже не сдерживает, ребенок совсем перестает читать.

  • Не оказывали внимания и поддержки — у ребенка появляется девиантное поведение, пытается стать заметным.

  • Не создали представления о позитивном будущем с образованием, о хорошем отношении между мужчиной и женщиной и здоровом образе жизни — начинаются эксперименты с алкоголем и наркотиками, с девушками странного поведения или со знакомствами с не очень приятными парнями (а то и мужчинами), с прогуливанием учебы и с мелкими (а то и крупными) асоциальными действиями.

  • Не считались с мнением ребенка или слишком опекали — добро пожаловать в мир хамства, игнорирования и самовольных побегов.

 

При этом даже те родители, которые очень старались и вроде бы все делали правильно, порой сталкиваются с агрессивным непослушанием, игнорированием, побегами и нарушением режима, просто потому, что пришло время тестирования реальности (в том числе и родителей) на прочность.

 

 

Как обычно справляются с этим родители? Кричат, плачут, избивают, запирают в комнате, лишают денег, читают нотации и проверяют вены. Некоторые теряют к ребенку всякий интерес, машут на него рукой: «Пусть делает все, что хочет, он же
подросток». Иногда помогает. Чаще — нет. Если родители кричали, теперь дети уже их не слышат.

Если плакали, теперь уже не обращают внимания. Если избивали, воспринимают все либо с тупым упорством, либо вообще считают очередным признаком слабости, глупости и неисправимости родителя.

Если запирают в комнате, то начинают врать, придумывать приличное алиби и всячески изображать невинность.
На лишение денег часто реагируют кражами, возмущением, потерей доверия и агрессией. Нотации попросту пропускают мимо ушей, абсолютно не воспринимая.

Практически все физические воздействия на самом деле работают слабо или не работают совсем. Воздействовать можно либо благодаря уже приобретенному авторитету (хотя ребенок будет тестировать и его), либо благодаря попытке его
заново приобрести.

Подростковая психология считает, что важно помнить, что ребенок может быть неадекватен, хотя полностью уверен в обратном. Дело в том, что во время подросткового возраста у детей начинается гормональный взрыв, наблюдается крайне неустойчивое положение в обществе (спрашивают уже как со взрослого, а обращаются еще как с ребенком), накладываются постоянные перепады настроения, неуверенность в себе, пробуждение либидо (порой в самый неподходящий момент) и первые влюбленности (порой в самых неподходящих людей). Вся чувственная сфера подростка крайне обострена, его очень легко обидеть, оттолкнуть, разочаровать, однако и очаровать тоже.

Можно услышать, что родители ничего не понимают, живут в каменном веке, все их советы бесполезны, а аргументы вроде «Я старше и умнее» просто допотопны. Подростковая психология говорит, что для большинства подростков такие фразы вроде маячка — «Дальше можно не слушать, будет всякая ерунда». Поэтому важно говорить нечто другое: рассказывать о своем подростковом периоде (только если подросток готов слушать), расспрашивать (не выпытывать), чем он занимается, что делает, о чем думает, чего хочет.

Пробовать открывать ему что-то новое. Для подростков могут быть очень важны в этом возрасте поездки в лагеря по интересам: если футболист, то это может быть футбольный лагерь; если любит смотреть аниме, то курсы рисования или анимации; если заинтересован в веселых компаниях, это может быть школьный КВН или организация каких-то вечеринок; если же скромный и всего стесняется, то сейчас во многих городах есть места для встречи и общения подростков, почти терапевтические группы, где можно научиться говорить о себе. Или же это может быть театральный кружок или группа ораторского искусства.

 

 

Собственно, подростковый возраст — это период, когда постепенно ребенок превращается во взрослого человека. И в этом периоде каждый ребенок очень-очень уязвим — чуть что не так, и одного пинка достаточно, чтобы процесс пошел не в ту сторону.

Поэтому не надо говорить: «Уже поздно», если он прогулял слишком много уроков или потерял к чему-то интерес, наоборот: важно показывать, что время еще есть, что он еще может нагнать и перегнать, найти себя, сделать что-то интересное. Поскольку подросток еще очень экстремален в своих оценках, он действительно может поверить, что для
него все кончено и поздно, и либо уйти в девиантное поведение с головой.

Основное оружие родителя подростка — внимание, терпение и интерес. Важно учиться разговаривать с еще зависимым человеком как с равным, выдерживая его напор и перепады настроения, не бояться его слез и возмущения.

Так, день за днем, можно построить доверие и авторитет. Тогда есть шанс, что даже если ребенок и попадет беду, то родитель будет первым, кому он об этом расскажет, не прибегая к помощи посторонних, потенциально опасных людей. Именно родитель получит возможность видеть, как близкий человек растет и меняется, не потеряв его в будущем, ведь в подростковом возрасте человек делает выбор — общаться с родителями дальше или уехать от них на край собственной вселенной и больше никогда не встречаться.