Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Натуральные, свежие, органические 

 

На волне популярности здорового питания пищевая промышленность довольно ловко пользуется характеристиками, которые в сознании потребителей связаны с продуктами отличного качества и полезными для здоровья. А это не всегда соответствует действительности, и, тем более, никак не связано ни с пищевой ценностью продуктов, ни, что не менее важно, с их безопасностью.

 

Свежие

Пожалуй, наиболее часто используемое определение по отношению к пищевым продуктам. Оно рождает ассоциацию, что продукция только что приготовлена или собрана с грядки. Но так обычно думает потребитель, и, увидев заветное слово «про свежесть» на этикетке супа, упакованном в картонный пакет, охотно верит, что супчик действительно только что сварен. Верит, пока не обратит внимание на срок хранения продукта, а он в подобном случае легко может составлять два-три месяца. При чем же тогда свежесть? Или свежесть все-таки бывает не только первая, но и вторая, и даже третья? На самом деле противоречий никаких нет. Дело в том, что в пищевой промышленности и в товароведении продовольственных товаров «свежими» называют продукты, которые не были подвергнуты при хранении ни низкотемпературной заморозке, ни тепловой обработке и не содержат консервантов. При этом во многих странах (а при таком обилии импортных продуктов в России это касается и нас) для свежих продуктов допускаются другие виды обработки. К ним относятся: радиационная обработка низкой мощности с целью предотвращения развития вредоносных бактерий, применение разрешенных законодательством пестицидов до и после снятия урожая, нанесение воска на плодоовощную продукцию, пастеризация молочных продуктов, а также добавление хлорной извести или кислоты при мытье продуктов.

 

 

Кому-то это может показаться странным, но как свежие, так и замороженные продукты при определенных обстоятельствах могут представлять опасность для здоровья. Свежие – если хранились сверх положенного срока хранения или в пределах установленного срока, но с нарушением условий хранения. А замороженные – если в процессе хранения были разморожены (то есть были нарушены условия хранения), а потом заморожены снова.
Сам по себе термин «свежие» в отношении продуктов питания не является гарантией их безопасности, и, тем более, ничего не говорит об их питательной ценности.

Натуральные

Слово «натуральный», нанесенное на упаковку продуктов, выглядит, в соответствии с последними тенденциями в питании, наиболее привлекательно для потребителя, поскольку сразу вызывает ассоциации с грядками и коровками, пасущимися на зеленых лугах под присмотром пастушек в белых фартучках. И все это подкрепляется, как правило, красочными картинками на упаковках. Но такие ожидания практически никогда не оправдываются.

Обычно «натуральный» означает лишь то, что в продукты не добавлены искусственные или синтетические ингредиенты, которые не могут содержаться в пищевых продуктах при обычных условиях.

Термин «натуральный» является, как говорят, пассивным и работает по методу отрицания. То есть показывает, чего в продукте нет, и чем он не является, но ни в коем случае не подтверждает, что такие продукты полезнее, безопаснее или имеют большую пищевую ценность. Эти продукты не имеют в своем составе консервантов и некоторых добавок, но легко могут содержать химические вещества, используемые в сельском хозяйстве, пестициды и генетически модифицированные компоненты (или быть генетически модифицированными). Также не противоречит натуральности и накачка мясного скота и птицы гормонами и витаминами для ускорения набора живого веса. Ведь это вещества, которые содержатся в мясе естественным образом, и дело здесь только в количестве данных компонентов.

Часто продукты с характеристикой «натуральные» путают с органическими, но это далеко не одно и то же.

Органические

Этот термин, как и сами продукты, отвечающие такой характеристике, появились сравнительно недавно. Однако в последнее время в западных странах рынок органических продуктов активно развивается, и даже можно сказать, что цивилизованное сообщество переживает очередной бум. В США почти 70% населения покупают органические продукты хотя бы время от времени, а не так давно они попали в фокус грандиозного скандала – органические продукты стали подделывать, поскольку спрос и цена на них выше. Какими же должны быть продукты питания, чтобы иметь право называться органическими?

В западных странах их качество определяется в законодательном порядке. Это обычно означает, что данные продукты выращены или произведены без использования пестицидов, гербицидов, синтетических удобрений, полива сточными водами (и такое бывает в странах с дефицитом запасов пресной воды), без использования биотехнологий (включая генную инженерию) и различных ионизирующих излучений. Фермеры для посева должны использовать только органические семена и не применять на своей земле агрохимические приемы в течение, по крайней мере, трех лет до того, как урожай претендует на получения «звания» органических продуктов.

В животноводстве органическими продуктами признаются только полученные из мяса скота, которого откармливали органическими кормами, выращивали без применения гормонов и антибиотиков и содержали в условиях доступности свободного выпаса. Причиной «органического» скандала как раз и послужил тот факт, что в костях кур были обнаружены антибиотики, а значит, и продукция получила «органический» сертификат незаконно.

Получить подобный сертификат – дело непростое и очень дорогостоящее. И это находит прямое отражение в ценах на такие продукты. Право на «органическую» сертификацию имеют не так много лабораторий и организаций в Западной Европе и США, а исследованиям подвергаются не только сами продукты, но и весь процесс их производства, а также производство вспомогательных материалов, например, кормов.

Органические продукты имеют разные градации, что непременно отражается на этикетке. Так, «100% органические» изготовлены полностью из органических ингредиентов; «органические» содержат 95% органических ингредиентов, а остальные 5% могут содержать разрешенные к применению синтетические компоненты (их список обязательно должен быть приведен на упаковке). Продукты, «изготовленные с органическими ингредиентами», содержат, по крайней мере, 70% органических продуктов. А продукты, содержащие меньше 70% таких ингредиентов, органическими считаться не могут.

В США порядка 48% органических продуктов продаются через супермаркеты, 18% – через сети специализированных   магазинов натуральных и органических продуктов, 15% – через другие торговые сети и 8% – через рынки, напоминающие наши колхозные.

В России с рассказами об органических продуктах можно чаще столкнуться на страницах глянцевых журналов, чем увидеть товар воочию в реальном супермаркете. Дело в том, что у нас нет нормативных актов, которые позволяли бы признать те или иные продукты органическими, да и продуктов таких пока нет. В крупных торговых сетях иногда можно увидеть такие продукты, но все тотально импортные. А первая попытка открыть специализированный магазин не увенчалась успехом даже в Москве – экомаркет с забавным названием «Рыжая тыква» открылся, но просуществовал чуть более года. «Органический» эксперимент потерпел поражение не только из-за неоправданно высоких цен, но и из-за неверно выбранной ассортиментной политики. В США и Западной Европе наибольшим спросом пользуются органические фрукты и овощи, следом за ними идут крупы, цельнозерновой хлеб и макаронные изделия, а затем уже мясные и молочные продукты и полуфабрикаты глубокой заморозки. В московском варианте фрукты и овощи представлены не были. И если кого-то можно было убедить, что килограмм органической крупы по цене 10 долларов – это гламурно, то завлечь истинных приверженцев здорового образа жизни хлебом, выпеченным из замороженных немецких полуфабрикатов, и салатами под органическим майонезом, пусть даже в стерильной вакуумной упаковке, но со сроком годности, измеряемым годами, оказалось нереально.

 

 

Единственный вывод, который можно сделать из такой непродолжительной встречи с органическими продуктами, прост – характеристика «органический» указывает только на способ, которым произведены данные продукты питания, и не гарантирует, что продукт особенно полезен.

Сертифицировано – значит полезно?

Гарантирует ли сертификат, декларация или по всем правилам оформленная этикетка продукта его полезность? Опять-таки нет. Система контроля качества пищевой продукции гарантирует, что продукт произведен без нарушения технологий, производственные условия соответствуют принятым гигиеническим нормам, в рецептуре не используются вещества, запрещенные в пищевой промышленности. То есть значок Ростеста на упаковке говорит о том, что в результате проверки или согласно документам, представленным самим производителем, данный пищевой продукт не вреден и безопасен.
Решать, полезен ли продукт, приходится самому потребителю – на основе знаний о правильном питании и здравого смысла. И решать, платить ли за модные слова на упаковках и рекламные слоганы, тоже потребителю.